Компрессор поршневой воздушный — устройство для сжатия и подачи воздуха или другого газа под давлением.
По принципу действия и основным конструктивным особенностям различают компрессоры поршневые, винтовые (ротационные), центробежные, осевые и струйные.
Поршневые компрессоры являются самыми распространенными.
Основными достоинствами поршневых компрессоров являются их дешевизна и высокая надёжность.
При своевременном обслуживании, поршневой компрессор - практически "вечная" машина.
Поршневой компрессор состоит из рабочего цилиндра и поршня; имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, расположенные в крышке цилиндра. Для сообщения поршню возвратно-поступательного движения в компрессорах имеется кривошипно-шатунный механизм с коленчатым валом.
Поршневые компрессоры бывают одно- и многоцилиндровые, с различным расположением цилиндров, одинарного и двойного действия (когда поршень работает обеими сторонами), а также одноступенчатого или многоступенчатого сжатия. По типу смазки различают масляные и безмасляные компрессоры.
Вращательный момент от электродвигателя передается на компрессорную группу или напрямую (прямая передача) или через ремень (ременный привод).
Применение ременного привода позволяет, используя двухцилиндровую одноступенчатую компрессорную группу, снизить обороты практически вдвое по сравнению с частотой вращения двигателя. В отличие от компрессоров с прямой передачей той же производительности, у которых частота вращения двигателя и коленчатого вала равны, в компрессорах с ременной передачей обороты снижаются за счет изменения передаточного числа между двигателем и компрессорной головкой. Применение ременного привода существенно повышает ресурс компрессора и позволяет использовать его для более интенсивной работы.
Во всех компрессорах предусмотрено автоматическое регулирование производительности в зависимости от расхода сжатого воздуха. При падении давления в ресивере до нижнего предела реле давления включит компрессор и выключит при достижении установленного верхнего предела до следующего включения.